Мода в фотографиях: эволюция платья

XX век подарил женщинам совершенно новую моду, каждое десятилетие преподносившую свои сюрпризы. Современные дизайнеры перекраивают наследие прошлого века на все лады пытаясь найти необычные формы и силуэты, но оглядываясь назад, кажется, что все уже придумано. Кардинальные изменения в прошлом столетии коснулись платья, утратившего корсет и видоизменившегося до неузнаваемости после Викторианской эпохи.

1920-е подарили платья с заниженной талией, гламурные образы девушек-флапперов, отделку бахромой, геометрический крой. Женское тело, вырвавшееся из объятий жестких корсетов, отдыхает в платьях прямого силуэта со слегка расклешенной юбкой, но под свободным лифом нередко прячется затянутая лентой грудь, — в моде плоская фигура. Длина юбок укорачивается — женщины впервые демонстрируют колени. В 1925 г. с расцветает ар-деко, требующий дорогой помпезной отделки, сложных вышивок, вдохновленных экзотическими мотивами Древнего Египта и Востока. В 1926 г. Коко Шанель делает революцию цвета, создав маленькое черное платье.

Линия талии возвращается на свое место, ткани обтягивают женское тело, делая акцент на бедрах, популярна длина-макси. Актуальны платья с отрезным лифом и поясом, завязывающимся или с изящной пряжкой. В эти годы формируются главные стили вечерней моды, которым суждено стать классикой: силуэт-русалка, длинные платья с открытой спиной, полупрозрачные наряды, под складками которых угадываются черты женской фигуры. Наращивается искусственный объем в области плеч с помощью рукавов-фонариков, крылышек и появившихся в конце десятилетия накладных подплечников.

  • 1/10
  • 1930

  • 1930 George Hoyningen Huene

  • 1930 Marlene Dietrich

  • 1934

  • 1935 Harpers Bazaar

  • 1937

  • 1938

  • 1938 Vionnet

  • 1939 Vogue

  • 1939 Harpers Bazaar

Сохраняется акцент на плечи, окат рукава наполняется объемом, в моде платья с воротниками, рельефы выделяются отделочными кантами и оборками, в начале декады актуален силуэт песочные часы. Появляются платья-халаты со сквозной застежкой на петли и пуговицы, распространены платья отрезные по талии с застежкой спереди. После войны женщины укоротили юбки, — в моде главенствует длина миди. В 1947 г. Кристиан Диор переворачивает моду силуэтом new look, подразумевающим пышные юбки, кринолины, тонкую талию, хрупкие плечи и возвращение корсета.

  • 1/11
  • 1940

  • 1940

  • 1940

  • 1940

  • 1940

  • 1940

  • 1940

  • 1941

  • 1943

  • 1948 Vogue

  • 1948 Vogue

Образ девушки цветка в пышной юбке с осиной талией стал определяющим для этого периода. В 1954 г. Диор разработал Н-силуэт: прямой, облегающий фигуру с линией талии подчеркнутой поясом, — стиль мирно сосуществовал с Х-силуэтом и пользовался славой у противников new look. Возвращается мода на большую грудь и глубокие декольте. В 1952 г. Кристобаль Баленсиага предложил силуэт кокон (объемные юбки и платья-баллоны, словно надутые изнутри), в 1957 г. — мешковатую форму, широкую по линии плеч и зауженную к низу (dress-sack или платье-мешок), в 58-м — платье baby-doll в форме трапеции.

  • 1/17
  • 1950

  • 1950

  • 1950

  • 1950

  • 1950 Dior

  • 1952

  • 1953 Dovima

  • 1953 Nina Ricci

  • 1955

  • 1955 Jacques Fath

  • 1956

  • 1958 Baby doll

  • 1958 Balenciaga

  • 1958 Carven

  • 1958 Vogue

  • 1958 Vogue

  • 1958 Vogue

Забудьте обо всем, что вы видели ранее, — наступает эра хулиганских мини, космического блеска, хиппи, лаконичного кроя, прямых линий. На смену пышнотелым красавицам пришла плоскогрудая девушка в образе Твигги, на которой идеально смотрелись платьица прямого силуэта длиной до середины бедер. Главные силуэты: А, трапеция, прямой. В конце 60-х закладываются основы бохо-стиля, появляются пестрые этнические рисунки, бахрома, платья, вязаные крючком.

  • 1/12
  • 1960

  • 1960

  • 1960

  • 1960

  • 1960

  • 1965

  • 1965 Lanvin

  • 1965 Yves Saint Laurent

  • 1968 Lanvin

  • 1968 Vogue Australia

  • 1968 Vogue USA

  • 1968 Yves Saint Laurent

Расцвет стиля хиппи, — в моде многоцветье, длинные платья из тонких тканей с цветочными орнаментами, широкие рукава, цыганские мотивы. Стиль диско диктует длину мини, блестящие материалы, обтягивающие силуэты. Спортивный стиль упрощает силуэт и отметает лишние декоративные детали. В 70-х царила эклектика, многочисленные стили смешивались между собой, впервые мода предлагала такое разнообразие тенденций.

  • 1/10
  • 1970

  • 1970

  • 1970

  • 1970

  • 1970

  • 1970 Lofficiel

  • 1970

  • 1970

  • 1970 Twiggy Biba

  • 1971 Vanity Fair

Определение «слишком» наглядно характеризует этот период, все было на грани: длина мини, яркие цвета, очень широкие плечи (даже на свадебных платьях), вызывающая сексуальность, ослепляющий блеск пайеток. Вечерние платья отличались глубокими декольте, обилием складок, ретро-силуэтами, прозрачными деталями, смелыми разрезами. Некоторое время были актуальны балетные пачки.

  • 1/17
  • 1980 Harpers Bazaar

  • 1980 Vogue Paris

  • 1980 Vogue

  • 1982 Vogue

  • 1982 Vogue USA

  • 1984 Harpers Bazaar

  • 1984 Vogue France

  • 1984 Vogue

  • 1986

  • 1988 Harpers Bazaar

  • 1988

  • 1988 Harpers Bazaar

  • 1988 Vogue Italia

  • 1989 Vogue USA

  • 1989 Vogue UK

  • 1989 Vogue

  • 1989 Vogue

Эпоха гранжа, гремучей эклектики, иронии над модой. Вечерние ткани легко сочетались с фланелью и рисунком тартан, платье заменяли свободные длинные футболки и рубашки до середины бедра. Наряду с гранжем существовало противоположное направление — пуризм, подразумевающее лаконичность, сдержанность и естественность. Вечерняя мода от-кутюр играла яркими театральными образами: длинные платья сложных силуэтов украшены искусной отделкой, драпировками, объемными деталями.

  • 1/14
  • 1990 Claudia Schiffer

  • 1992 Elle

  • 1992 Elle Germany

  • 1992 Vogue

  • 1995 Harpers Bazaar

  • 1995 Vogue UK

  • 1995 Vogue

  • 1996 Vogue UK

  • 1996 Vogue

  • 1996 Vogue

  • 1997

  • 1997 Chanel Vogue

  • 1997 Vogue

  • 1999 Vogue Italy